Губкинский городской округ
Белгородская область
органы местного самоуправления

Профилактика буллинга: план, беседы с детьми, работа с родителями

31 августа 2020

Когда во взрослом коллективе с помощью моббинга (англ. mob – толпа, банда) выживают сотрудника, это возмутительно. Но в разы хуже, когда травят ребенка, потому что он априори беззащитнее взрослого, а значит, ему сложнее справиться с ситуацией и последствия будут более ощутимыми. Поэтому так важна профилактика школьного буллинга.

Поскольку задача это непростая, для ее выполнения необходим план. Поэтому первый шаг – признание педагогическим коллективом факта психологического или физического насилия среди учеников. Только так можно продвинуться в искоренении проблемы. Следующий этап – создание акта о недопустимости издевательств и о способах борьбы с ними в стенах школы. Это может быть, как отдельный документ, так и просто добавление нескольких положений в устав образовательного учреждения.

Программа по профилактике буллинга в школе может включать в себя следующие шаги.

Со стороны классных руководителей:
• пристальное наблюдение за детским коллективом. Особое внимание нужно уделить группировкам, которые формируются или, возможно, уже сформировались в классе, а также наличию детей-изгоев, белых ворон;
• знакомство с профилями учеников в социальных сетях, в том числе с выкладываемыми фото, видео, постами и комментариями к ним. Речь идет не о вторжении в частную жизнь, а о том, чтобы вовремя заметить проявления агрессии и защитить жертв;
• обсуждение собственных выводов с учителями-предметниками, работающими в классе, и с другими педагогами, в том числе социальным педагогом и психологом;
• работа с детьми;
• беседы с родителями учеников.

Со стороны школьного психолога или социального педагога:
• подготовка методических рекомендаций для учителей;
• подготовка информационных стендов на тему травли, профдеформации и психологического здоровья;
• беседы с детьми;
• встречи с родителями учеников.

Со стороны администрации учебного заведения:
• принятие антибуллинговой политики, организация диагностики школьного микроклимата;
• проведение педсовета, посвященного проблеме травли;
• проведение школьных методических объединений;
• организация родительских собраний.

Затем, как правило, социальный педагог или школьный психолог составляют отчет по профилактике буллинга в школе по прошествии определенного периода: учебного года, полугодия или даже четверти. Да, временной отрезок может быть любым, однако есть мнение, что по-настоящему заметные результаты можно будет наблюдать лишь спустя два года с начала действия программы.

В любом случае, план мероприятий по профилактике буллинга в школе должен включать в себя как минимум:
• совместную с детьми разработку и утверждение правил общения, которые отвечают принятым социальным нормам и делают учебный процесс эффективным;
• классные часы;
• беседы психолога с детьми;
• создание кружков, клубов или студий, где могли бы реализовать себя дети с самыми разными склонностями;
• общешкольные квесты, конкурсы типа «Минуты славы», «КВН» «Фабрики звезд», выставки достижений и т. д.;
• мероприятия, способствующие сплочению детей;
• участие в благотворительных акциях «Старость в радость», патронаж домов престарелых, детских интернатов;
• чтение и обсуждение книг, где поднимается проблема травли;
• просмотр и обсуждение кинолент на аналогичную тему;
• написание сочинений, эссе, изложений с элементами сочинения;
• театрализованные постановки;
• психологические тренинги, ролевые игры.

Существуют определенные технологии привлечения родителей к профилактике буллинга. Начнем с того, что некоторые родители, как это ни странно, до сих пор не знакомы с проблемой травли либо не считают ее чем-то серьезным. Поэтому в первую очередь нужно создать правильное информационное поле. Для этого необходимы:
• родительские собрания на тему травли, кибербуллинга, детских суицидов, жесткого обращения с ребенком в семье;
• индивидуальные беседы с родителями зачинщиков и детей-изгоев;
• тренинги;
• консультации на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста.

Можно использовать для профилактики буллинга в школе памятку для родителей, разместив ее на информационном стенде в фойе и на школьном сайте. Она должна отвечать на вопросы:
• что делать, если вашего ребенка травят;
• как поступить, если вам стало известно о таком случае в классе (ваш ребенок – наблюдатель);
• что делать, если ребенок – зачинщик.